Фольклендский конфликт



 
Тэги: Фолькленды, Мальвины, острова, Англия, Аргентина, война
Последнее обновление 18.12.2015.


Фольклендский конфликт одно из самых заметных событий мировой истории начала 80-х. Вторжение аргентинских войск на архипелаг, давно служивший предметом спора Великобритании и Аргентины, и последующие военные действия, имели большой резонанс в международной политике.

1.Предыстория конфликта. Считается, что впервые острова обнаружил голландец Себальд де Веерт в 1600 году, первым поселением на островах стал французский форт дворянина Антуана де Буганвилля в 1764. В следующем году на острова прибыл командор Джон Байрон во главе английской экспедиции. Не имея понятия о присутствии французов, он высадился в точке, ныне носящей название Пойнт Эгмонт, водворил британский флаг и посадил грядку овощей, после чего отбыл восвояси, а через год капитан Джон Макбрайд прибыл с новой экспедицией, имея намерение построить форт и выдворить всех посторонних. Форт был построен и в нем оставлен гарнизон. Несмотря на имевшую место после этого конфронтацию, до силовых методов дело не дошло, и в 1767 Франция как союзник Испании продала Восточные Фолькленды ей за компенсацию Буганвиллю, суммой 24 тыс. фунтов, а поселение было переименовано в Пуэрто Соледад. В 1769 аргентинскому генерал-капитану Франсиско Букарелли было велено выдворить британцев с островов, он прибыл на пяти кораблях во главе 1400 солдат, после чего англичане сочли за лучшее удалиться, а их посол в Мадриде был отозван для консультаций. Испанцы утверждают, что их позволение подданным британской короны пребывать на островах сопровождалось устной договоренностью, что в неуказанный период времени британцы покинут острова, но этот постулат недокументирован. В 1774 британцы покинули острова, по официальной причине – что дорого содержать гарнизон, оставив послание, что все же острова их. В 1790 такое положение было закреплено британо-испанским договором, по которому Англия отказывалась от территориальных претензий в Латинской Америке. В 1811-20 на островах никто не жил, поскольку в свете турбулентной политической ситуации в Аргентине все обитатели были испанцами вывезены на материк, потом новообразованное государство Объединенные провинции Рио де ла Плата, предвестник Аргентины, водворило на архипелаге свой флаг.
В 1829 новый губернатор попытался развить местное хозяйство, и к прочему запретил бесконтрольный вылов тюленей, которые там находились на грани исчезновения. В 1831 американский крейсер “Лексингтон” разорил аргентинское поселение на островах, поскольку ранее в этих местах пострадали три американских корабля, промышлявших китов (незаконно). Силас Дункан, капитан “Лексингтона”, забрал конфискованные шкуры и провозгласил острова свободными от чьей-либо власти, поскольку американцы-де не признают ничьей юрисдикции над островами и вольны охотиться на кого захотят. В январе 1833 британцы изгнали оставшихся аргентинцев без единого выстрела, и с той поры пребывали там на правах хозяев, хотя препирательства текли своим чередом. Аргентинцы выдвигали претензии на острова, ссылаясь на Тордесильясский договор, свое происхождение от Испании, близость островов к Южной Америке и необходимости покончить с колониями, а также британский отказ от колониальных амбиций в западном полушарии. В конституции Аргентины интеграция островов заложена отдельной статьей. В школах Аргентины при разметке контурных карт полагалось разметить и Фолькленды в качестве части Аргентины, на почтовых марках их рисовали в составе, на картах обозначали оккупированной территорией, вносили жителей в перепись населения и констатировали необходимость призывать мужчин-келперов в армию.

Англичане возражали, что никогда не признавали продажи французами островов испанцам, никогда не отдавали острова никому, и отказ от колониальных амбиций не влек отказа от этих конкретных островов, и Аргентина имеет не более прав на острова, чем все прочие наследники испанской короны в новом свете, например, Уругвай и Парагвай, и упирая на право жителей острова самим определять свою судьбу. В 1908 Британия продекларировала свою власть над Южной Джорджией, что повлекло еще один раздор, теперь трехсторонний, поскольку с участием Чили; он был менее оживленным, поскольку малая экономическая ценность островов и их скверный климат влияли нивелирующе.
Британцы в принципе были согласны пойти навстречу пожеланиям резолюции ООН номер 2065 от декабря 1965, призывавшей к негоциациям по вопросу об островах, однако из-за фракционной борьбы и щекотливого вопроса о суверенитете дело никак не двигалось с места, чему помогала активность “фольклендского лобби”, с середины 60-х годов инициированного “компанией Ф.о.” с подачи келперов. В 1980 была достигнута договоренность о “гонконгском варианте”: Аргентине передают суверенитет над островами, а потом Британия берет их в аренду, причем более половины келперов согласились, однако британский парламент отказался от такого решения , и его автор, МИД в кабинете Тэтчер Ридли предрек вторжение.

2.Начало конфликта. Высадка аргентинской армии.
Еще при вступлении генерала Галтьери в должность главы государства между представителями родов войск была достигнута договоренность о непременном возвращении островов в течении двух лет его руководства, лучше всего в январе 1983, в канун 150-летия оккупации британцами. Идея вторгнуться прямо теперь была продиктована экономическими причинами: за предыдущий год инфляция достигла 600%, ВНП обвалился на 11%. План операции, автором которого считается адмирал Анайя, получил название “Операция Росарио”, и первоначально предполагалось приурочить его осуществление весной 1982 года к годовщине революции или дню независимости. Как утверждается, аргентинское военное руководство приняло окончательное решение 26.3, на что очень повлияли массовые демонстрации протеста против экономических проблем, повлекшие уличные волнения в столицах на второй и третьей неделях марта, в т.ч. крупномасштабный “День Борьбы” 30 марта, повлекший 150 арестов и неустановленное количество жертв. Датой начала операции было назначено 2 апреля.

С конца марта начался массовый призыв рекрутов на военную службу и проведение необходимых работ (строго по ночам), 28 марта англичане получили сообщение, что в аргентинских ВМФ отменены отпуска и увольнительные. Участники операции концентрировались на базе в Пуэрто-Бельграно, "отряд 40" в составе двух эсминцев, двух корветов, подлодки, амфибийной посуды, транспорта и ледокола отправлялся авангардом, "отряд 20" в составе авианосца, 4 эсминцев, китобойной посуды и буксира несколько позже. 29 марта силы вторжения отплыли из Аргентины, “группа 20” расположилась в 450 милях к северу от островов и начала проводить противолодочные мероприятия, а “группа 40” отправилась на дело. Предполагалось зайти сперва с юго-запада, затем высадиться на юго-востоке и востоке. Из-за скверной погоды план пришлось скорректировать, и перенести высадку с утра 1 апреля на утро 2 апреля и высадиться с севера.

Британская армия была представлена на островах группой из состава 68-го полка морской пехоты англичан; как раз в тот момент проводилась ежегодная ротация личного состава, и на островах присутствовало вместо одной группы две, итого 68 пехотинцев вместо 40. Гарнизон располагал только стрелковым оружием, единственный на островах миномет оказался неисправен. В момент нападения 12 человек отправились на Джорджию, на Фольклендах оставалось 55. Губернатор также созвал ополчение, но из-за расстояний вовремя прибыло только 23 келпера. Защитники не успевали предпринять никаких дел типа уничтожения полосы или блокирования гавани, и силы были распределены по округе Порт-Стэнли малыми группами, с указанных позиций им надлежало со стрельбой отходить в сторону губернаторского дома, назначенного местом последнего боя. 2 апреля аргентинцы высадились на острова, имея приказ ни в коем случае не наносить ущерба англичанам, невзирая на свои потери. Операция началась в 3 часа ночи, когда с подлодки “Санта-Фе” высадились на лодках 20 коммандос с задачей захватить плацдарм в Порт-Стэнли; они разметили территорию для высадки. Еще 80 коммандос получили задачу атаковать казармы гарнизона. Эта делегация на 20 резиновых лодках запоздала по сравнению с намеченным графиком, поскольку изменение ветра загнало ее в море, в гущу водорослей, и пока она оттуда выбиралась и прибыла в назначенную точку, почти наступила полночь. В 6 утра аргентинцы после марша, во время которого один из них себе ногу сломал, нагрянули в казарму морской пехоты, но нашли ее пустой. Вслед за этим обе группы направились к дому губернатора, куда Норман к тому времени созвал всех своих подопечных, каковых там собралось, по некоторым данным, 33. Попытки остальных морских пехотинцев пробиться к дому губернатора были пресечены плотным огнем аргентинцев. Оборона дома губернатора была сопряжена со сложностями: аргентинцы экипировали свое огнестрельное оружие гасителями вспышек, так что пеленговать противника защитникам было сложно, но англичане утверждают, что они застрелили троих аргентинцев, пытавшихся ворваться через заднюю дверь, и те умерли от ран, а еще троих, ворвавшихся через окно спальни, взяли в плен. Когда к дому направился бронетранспортер, губернатор приказал сдаваться. В 10:00 сдача была оформлена, англичане во главе с губернатором Рексом Хантом, которому позволено было надеть все регалии, приличествующие статусу губернатора, были отправлены на с-130 в нейтральный Уругвай.

По данным аргентинцев, у них 1 убитый, по свидетельству англичан минимум пятеро и 17 ранено, у англичан потерь вообще нет. Акция военных была встречена с восторгом гражданами Аргентины, прошли огромные манифестации в поддержку правительства. Детишки посылали солдатам посылки с шоколадом, комиксами и проникновенные письма.

Продолжение следует  


© Конфликтолог, 2006- ...
Понравилось? Хотите скачать? Нет ничего проще -
материалы сайта и многое помимо того
теперь есть под одной обложкой Locations of visitors to this page